Реклама

/О детях/Воспитание и психология/Дурные привычки

Если ваш ребенок – маленький воришка

Вы обнаружили у ребенка чужую игрушку, либо наоборот, не досчитались денег в кошельке. И единственный подозреваемый – о ужас! – ваш собственный ребенок! Спокойствие, только спокойствие: через это проходят почти все родители. Вообще-то было бы правильно написать «все», и мы бы так и написали, будь родители чуть внимательнее… Главное – ваша правильная реакция!

Детское воровство – явление очень распространенное и очень разнообразное. Причины простираются от непонимания сути происходящего до психического заболевания. Многое зависит обстоятельств, в которых произошел этот проступок, а главное – возраста вашего малыша.

 

Вороватый годовасик. От года до трех

Малыши, как сороки, – тянут все яркое, блестящее, привлекающее внимание. Понятие «свое-чужое» в этом возрасте еще только формируется, поэтому, строго говоря, злого умысла в покушении на чужое имущество нет: какое же оно чужое, если в голове у малыша царит условный коммунизм?

Однако многие родители подозревают, что малыш вполне осознает свои действия – иначе зачем он пытается утащить что-то украдкой… Но это не совсем так: ваш ребенок еще не усвоил абстрактные нравственные категории, просто заметил, что если взять что-то потихоньку, «без шума и пыли», результат можно получить быстрее.

Что делать?

  • Не ругать!

  • Не дожидаясь прецедента разъяснять понятия «свое» и «чужое». Причем важно рассказывать не только что чужую игрушку можно брать только с разрешения владельца, но и что своими вещами малыш может распоряжаться по собственному усмотрению – давать или не давать поиграть.

  • Возвращать чужие вещи их хозяевам – неукоснительно и немедленно. Если нет возможности сделать это сразу (например, «позаимствованная» игрушка нашлась вечером) – нужно забрать ее у ребенка и отложить в недоступное место. Чужое – это чужое, и никаких исключений!

 

«Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё!» От трех лет до пяти

К тому времени, когда ребенок идет в детский сад, он уже в состоянии различить, где его вещи, а где вещи друга, мамы, брата. Но вот понятия «общие игрушки» у него еще нет. Если в детском саду игрушки и книжки стоят в открытом доступе и ими можно пользоваться, не спрашивая разрешения, значит, можно унести их домой и играть там!

Это только кажется, что ситуация аналогична предыдущей; далеко не у всякого взрослого срабатывают тормоза, когда подворачивается возможность безнаказанно «прихватизировать» общее имущество. Унести с лестничной клетки приглянувшийся цветочный горшок, выкопать с газона редкий куст, прихватить с работы… да хоть пачку скрепок прихватить с работы! Вроде это не воровство, правда? Ну вот, и ребенок так думает!

Что делать?

  • Не ругать!

  • Терпеливо объяснять, что игрушка может принадлежать не только конкретному человеку, но и детскому саду, больнице, развлекательному центру. Ею можно играть, но нельзя владеть. Если каждый заберет игрушку с собой, то чем все дети будут играть в детском саду?

  • Привлечь ребенка к возвращению похищенного. Возможно, вместе почистить или подремонтировать игрушку, сложить в сумку, обсудить, как завтра объяснить воспитателю ее отсутствие.

 

Воровство ради статуса. 5 – 8 лет

Старшему дошкольнику и первокласснику уже не нужно объяснять разницу между своим и чужим, то есть воровство в этом возрасте – действительно осознанное воровство, а не недоразумение. Как бы это ни выглядело, ребенок сознательно пересекает эту черту ради одной цели – социального взаимодействия.

Действительно, в этом возрасте ребенок впервые оказывается в ситуации, когда ему приходится самостоятельно внедряться в социальную группу. Если он испытывает трудности с привлечением внимания сверстников, он может попытаться сделать это с помощью вещей. К примеру, украсть деньги у родителей, чтобы накормить друзей мороженым. Или украсть дорогой гаджет у одноклассника, чтобы на правах владельца позволять пользоваться им другим детям… Даже если ребенок крадет какую-то вещицу и обладает ею втайне, цель кражи все равно одна – повышение своего статуса в группе сверстников.

Что делать?

  • Не ругать!

  • Обязательно покажите, что вас огорчил поступок ребенка, но разделяйте самого ребенка (любимого!) и его поступок (безусловно, плохой).

  • Объясните, что попытка приобрести популярность за счет подкупа – тупиковый путь. Другим детям будут нравиться конфеты, а не щедрый даритель; дорогой телефон, а не его обладатель.

  • Обдумайте вместе с ребенком, какие его достоинства могут действительно привлечь внимание потенциальных друзей и как их им продемонстрировать.

 

Воровская романтика. 8 – 12 лет

В этом возрасте преобладают «кражи престижа»: похищенное чаще всего неважно (порой это какая-то магазинная мелочевка, типа дешевых карамелек или жвачки, которую ребенок при желании мог бы приобрести на карманные деньги), главное здесь – сам процесс. Он призван продемонстрировать смелость и хладнокровие ребенка, но чаще становится своеобразным ритуалом посвящения, знаком принадлежности к определенной компании.

Если вы столкнулись с «кражей престижа» - то вам, можно сказать, повезло. Это лучший способ поговорить с ребенком о том, как важно говорить «нет»! Пройдет несколько лет, и в числе соблазнов окажутся уже не кража жвачки, а прием наркотиков, экстремальные трюки, секс, наконец… Пойти против течения, суметь отстоять свои принципы, не побояться оказаться вне круга сверстников – эти умения формируются именно сейчас, когда вы, сгорая от стыда, объясняетесь с кассиром в супермаркете.

Что делать?

  • Не ругать!

  • Объяснить ребенку, что его поступок не просто огорчил вас, но имеет вполне определенные правовые последствия (штраф, постановка семьи на учет как неблагополучной), и последствия эти будут только нарастать (вплоть до колонии для несовершеннолетних и тюремного срока).

  • Объясните, как твердо и корректно отказаться от участия в любой затее, которая кажется ребенку опасной или неприемлемой. Потренируйтесь в составлении фраз, которые можно сказать в ответ на предложение что-то украсть. Расскажите, какими аргументами подкрепить свою позицию, чтобы не стать объектом насмешек сверстников. Опишите, как глупо и жалко на самом деле выглядит мелкое воровство.

  • Наконец, обеспечьте ребенку безопасную социальную среду! Он любит соревноваться, не прочь прихвастнуть своей удалью и отвагой? К вашим услугам многочисленные спортивные секции! Ваш ребенок напротив, не отличается инициативностью и легко подпадает под чужое влияние? Найдите творческую студию, где он сможет раскрыть свои таланты без агрессивного давления со стороны товарищей.

 

Кто тут на самом деле вор?

Есть еще одно обстоятельство, которое может стать решающим в младшей школе: убедитесь, что ваш ребенок не стал жертвой вымогательства! Регулярная пропажа мелких сумм, хотя вы не замечаете приобретений, которые ребенок мог бы сделать на такие «карманные» деньги, – повод поговорить по душам. Объясните, что вы не собираетесь грубо вмешиваться в детские взаимоотношения (ябеду не одобрят даже те, кто так же страдает от малолетнего шантажиста, – школьники оберегают независимость своего сообщества), но примете меры для нейтрализации юного гангстера.

 

Если ребенок совершил кражу…

Что нужно делать

  • Разберитесь в проблемах, которые толкнули ребенка на кражу, и помогите их преодолеть.

  • Подчеркните, что как бы поступок ребенка не был вам неприятен, вы все равно любите и цените его.

  • Расскажите, как вы в свое время справились с аналогичной ситуацией, покажите, что из нее есть и альтернативные выходы.

  • Продемонстрируйте последствия, которые вызвало воровство (ты украл деньги, чтобы угостить друзей мороженым, и теперь мы не сможем пойти в воскресенье в кино). Только помните, что продемонстрировать (отменить поход в кинотеатр) – не значит без конца попрекать. Не нудите все выходные «вот, из-за тебя теперь приходится сидеть дома!». Этим вы только вызовете раздражение ребенка.

 

Что не нужно делать

  • Не лишайте ребенка своего доверия: не надо выворачивать карманы, демонстративно пересчитывать деньги в кошельке, постоянно показывать, что ребенок теперь под подозрением. Даже если вы не доверяете теперь ребенку, постарайтесь не делать это явно: будьте осторожнее с деньгами, ценностями, кредитными картами – не разбрасывайте их по всему дому!

  • Не нужно наказывать отменой запланированных покупок, если, конечно, ребенок не потратил месячный бюджет всей семьи. Если ребенок украл телефон, а теперь покупка собственного гаджета откладывается на неопределенный срок, как он отреагирует? Потерпит, потерпит и попробует украсть вновь… Аскеза совсем не та добродетель, что присуща младшим школьникам! Лучше предложите способ заработать на желанную вещь.

  • Не ставьте в пример себя в детстве, кузину Машу, сына учительницы… Быть может, вы просто никогда не оказывались под таким давлением, как ваш ребенок!

  • Не наказывайте так, что в следующий раз у ребенка появилось желание скрыть свой проступок любой ценой.

 

Я все делаю правильно, а он…

…ворует и ворует. И вот уже в школе смотрят косо, а знакомые нервничают, когда ваш ребенок оказывается в гостях. Он понимает, как трудно приходится после того как вы остались без зарплаты, но с маниакальной изобретательностью снова и снова добирается до вашего кошелька. Увы, скорее всего это не случайность, и даже не последствия промахов в воспитании, а серьезная психологическая (и даже психиатрическая) проблема. Не нужно стесняться обратиться с этим к специалисту, и не нужно медлить: само не пройдет, а неприятные последствия будут копиться как снежный ком!

И напоследок: вдохните, выдохните, заварите себе чаю и подумайте: а сами-то вы хороши! Кто стащил в пять лет заколку со стразами у старшей сестры? А кто в третьем классе норовил прокатиться в трамвае зайцем? И ничего, приличным ведь человеком выросли…

5.04.2017
Автор: Анна Первушина
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Moesa (16/11/2017)
Полезная статья!
ОлесяВова (13/11/2017)
Не пОняла. А что, возвращать украденный дорогой гаджет не нужно?
Aqwe (19/04/2017)
Актуальная для меня тема - в детстве сама пару раз своровала, причём стыдно до сих пор, а особенно неприятно - что воровала те вещи, которые и так мне собирались подарить (игрушку у бабушки, оставленную другим внуком и книжку у тёти, которую она и так собиралась подарить).
Так вот, мне кажется, что если ребёнок своровал пару раз - это само по себе ничего не значит, не нужно бить тревогу и ругать ребёнка тоже не нужно. Нужно лишь постараться в будущем объяснять ему что такое хорошо, а что такое плохо. Ребёнок, воспитанный в хорошей семье, с правильными и "добрыми" установками и сам поймёт, что воровать - нехорошо.
КМСВ (15/04/2017)
Анна-1981 писал(а):
У меня проблема такая со средним :-( И ведь знает, что нельзя :mad:
Нашли "тайник", теперь вообще не знаю, что делать :-( :-( :-(


У нас с аналогичного началось у одного из детей. Разговаривали, объясняли. Успокоились,т.к. решили, что вопрос закрыт. Ан нет...Спустя пару лет снова вылезло. Были у психолога - ничего такогоособенного она не выявила. Внимания больше уделять предложила, т.к. в многодетной семье это априори дефицит...И вот - снова...Говорит, захотелось :eek:

Из всех перечисленных способов в статье остался психиатр похоже....Сложно понять это, когда сам подобного с удивительной настойчивостью не делал (разово конфетки тырили с сестрой, припрятанные мамой к празднику), и из детей своих больше никто, ттт, не делает.
Анна-1981 (14/04/2017)
У меня проблема такая со средним :-( И ведь знает, что нельзя :mad:
Нашли "тайник", теперь вообще не знаю, что делать :-( :-( :-(
Интересная статья, спасибо вам. На самом деле действительно практически все родители с
этим сталкиваются так или иначе. Думаю это нормально в какой-то степени, ребенок пробует, осознает, что ошибся, больше так не делает. У нас было такое. Именно после ее понимания, что это ужасно, она больше никогда ничего не брала..
Я про воровство даже не задумывалась никогда, со старшим сыном не было повода ни разу. Поэтому моё удивление не знало предела, когда 5-летняя дочь, придя ко мне на работу в выходной день (девать Ее некуда было), просто собрала со стола коллег кучку мелких сувенирчиков и блестящих вещичек... никому ничего не сказала... тихонечко по карманчикам рассовала :haha: ситуация прояснилась по пути домой и дома. Ну ей просто ТАК они понравились, что не устояла она.
В итоге провели беседу, шарушки в понедельник я вручила обалдевшим коллегам, кто то и не просек даже что они пропали. Потом с дочкой ещё пару раз внимание акцентировали на этом вопросе, больше воровство не повторялось.
Не знаю как дальше сложиться, но в детстве, практически с первых совместных игр ребенка на чужой площадке или в гостях, я старалась объяснять "наперед", что будет "если"...
У ребенка всегда было два варианта - сделать или не сделать так как он возможно хотел.

А если не хотел, то узнал, что будет если захочет :haha:
До сей поры не было таких проблем, наша чудочка даже в неком шоке, если слышит истории от других кто делает так и считает это нормой.
КМСВ (05/04/2017)
Постою - послушаю. Ибо актуально...
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться