Реклама

/О детях/Воспитание и психология

Убирать всё от ребенка или объяснить, почему нельзя?

Здравствуйте. В нашей семье образовалась полемика на тему: «Убирать все от ребенка или пусть все лежит на своих местах». Я привыкла к тому, что от ребенка все прячут, закрывают, чтобы он не залез, куда не надо. В семье свекров другая политика: пусть всё лежит на своих местах, только необходимо ходить за ребенком и талдычить «нельзя»  и другие запретительные слова. Муж солидарен с этой позицией, подтверждая это тем, что ребенок был приучен, что не все можно брать, что лежит открыто. Как быть в такой ситуации, ведь мне совсем не нравится позиция моих родных?
 
Здравствуйте. В первую очередь хочется отметить, что обе позиции имеют право на существование. Каждый ребенок, независимо от возраста, руководствуется методом «проб и ошибок», который дает динамику в развитии нравственных,  волевых и других психических процессов.
 
Мышление методом проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит, слушает - накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. Затем, накопив некоторый опыт (на своих ошибках и победах) и знания, ребенок постепенно переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к более сложным видам: абстрактно-понятийному и логическому. Тогда полнее начинает работать "здравый смысл" - толковый, рассудительный, трезвый, "взрослый".  Здравый смысл - это наша логичность, умение анализировать, а также умение принимать обдуманные решения.
 
Необходимо учитывать, что метод проб и ошибок очень консервативен, трудно поддается изменению и переучиванию. Это последнее обстоятельство надо учитывать: если у ребенка сформировать изначально неправильный понятийный аппарат, то впоследствии придется приложить немало усилий, чтобы переучить малыша использовать другие способы поиска верного решения.
 
В вашей ситуации необходимо прийти к компромиссу, чтобы ребенок наблюдал единую линию поведения вашего и родных, чтобы у ребенка не возникал конфликт – мама запрещает все, а папа с дедушкой и бабушкой разрешают. Из Вашего опыта можно извлечь огромную пользу. Например, документы должны лежать там, где ребенок точно их не сможет взять, и это можно отнести к любым вещам, имеющим высокую ценность для вас, а все, что можно брать ребенку (игрушки, кастрюли, крышки и т.п.) расположить на доступном для него уровне. Я прекрасно понимаю, что не все ценное можно убрать, поэтому как раз в этом случае можно рассказать и объяснить ребенку, почему нельзя брать ту или иную вещь. Тем самым вы не будете препятствовать развитию познавательной сферы малыша, и будете помогать ему формировать свое представление о таких понятиях, как «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо».
 
 
 
 
03.03.2014
Анастасия Карпова,
психолог МБУ Центр «Радуга»
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться