/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Вода, бумага, буквы: 17 развивающих игр для дошкольников

Тазик с водой, пачка цветной бумаги, коробка с окошками – что может быть интереснее для малыша? С помошью таких простых предметов можно устроить полезную игру.игры для дошкольников

Эти 17 игр помогут детям от 3 до 7 лет освоить буквы, выучить фигуры и цвета, разобраться в понятиях "право" и "лево" и познакомиться с некоторыми явлениями из мира физики и географии.

Учим цвета и фигуры

Чудесный квадрат 

Положите перед малышом расчерченную таблицу (первоначально фигуры бесцветные, потом цветные). 
А теперь попросите ребенка найти на таблице фигуру, находящуюся между двумя квадратами. Обратите внимание - возможны два варианта (квадраты выше - ниже, справа - слева). 
Пусть малыш найдет фигуру, находящуюся: 
  • под прямоугольником; 
  • выше квадрата; 
  • одновременно между двумя кругами и двумя квадратами. 
Каждый раз при ответе ребенка обращайте внимание на цвет. 
Можно изменить характер вопросов: "Я тебе покажу фигуру. Под какой фигурой она расположена? Выше какой фигуры она находится? Покажи фигуру, которая находится строго выше (ниже) ее. Какие фигуры находятся слева (справа)? Строго слева (справа)? По диагонали (вверх вправо, вниз влево)". 
Попробуйте сами придумать возможные вопросы, которые вы предложите малышу. 
 

Справа, слева, вверх и вниз 

Эту игру предлагают французские преподаватели для использования в детском саду. Но играть в нее можно и дома. Заключается она в следующем: перед малышом кладут полоски, на которых изображены геометрические фигуры. У ребенка также имеется набор карточек (отдельно изображенных фигур). 
Мама просит найти полоску, на которой круг расположен выше всех фигур, квадрат ниже треугольника, треугольник под кругом. Ребенок должен выложить названное из отдельных карточек, сравнить с полосками и выбрать правильную. 
Полоски можно расположить горизонтально и тогда потренироваться в умении различать понятия "справа от...", "слева от...". Если малыш легко находит полоску, окрасьте фигуры в различные цвета. Теперь в характеристике полоски появятся названия цветов. А если еще изменить размеры (сделать фигуры большими, средними и маленькими)? Кроме того, можно вместо фигур использовать разноцветные буквы и цифры. 
 

Игрушка-путешественник 

Ваш малыш любит игрушки из киндер-сюрпризов? Прекрасно. Поставьте на стол любимое маленькое существо, а вокруг него справа, слева, впереди и сзади положите геометрические фигуры разных цветов. 
А теперь попросите игрушку пойти вперед - пусть путешественник рассказывает, какие фигуры и какого цвета он проходит. Возвратившись в исходную точку, игрушка отправляется налево, направо, вперед. 
Занимаясь таким образом, малыш освоит, кроме названий цветов и фигур, такие понятия как "право", "лево", "вперед", "назад". 

 

По совету Марии Монтессори 

Игра несколько напоминает известные рамки Марии Монтессори. Из листа цветной бумаги вы вырезаете в центре любую геометрическую фигуру. Например, из красного листа - круг, из зеленого - треугольник, из синего - ромб. Сначала ребенок должен подобрать к каждому отверстию соответствующую по цвету и форме фигуру. Постепенно добавляйте новые разноцветные фигуры. Малышу надо подобрать и вставить в рамку фигуру соответствующей формы, но другого цвета. Главное - не забудьте назвать фигуру и ее цвет. 
 

Волшебник-карандаш 

У мамы и ребенка по пачке карандашей (фломастеров, красок). Листок один на двоих. Мама берет из своей коробки карандаш и проводит прямую линию. Малыш должен назвать цвет, взять свой карандаш такого же цвета и продолжить линию. Через какое-то время можно поменяться ролями. 
Прямые линии не интересны вашему малышу? А как насчет волнистых, зигзагообразных, в петельках? Если ребенок уже немного знает буквы и цифры, мама может начинать писать их, а ребенок продолжать. То же можно делать и с вычерчиванием геометрических фигур, с рисованием различных несложных силуэтов. 
 

Убираем игрушки 

Пора убирать фигуры в коробку, но перед этим можно немного поиграть. Предложите ребенку собрать все красные фигуры (по цвету), все треугольники (по форме), все маленькие фигуры (по размеру).
Если ваш малыш с этим легко справляется, попросите его собрать только красные треугольники или только маленькие зеленые круги. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров. 

 

Большой красный круг 

Разложите вырезанные вами геометрические фигуры на ковре и предложите ребенку показать ту фигуру, которую вы называете. Называть можно по-разному, например: "Покажи круг" (если круг один) - говорим только о форме, "Покажи красный круг" - говорим о форме и о цвете, "Покажи большой красный круг" - говорим о форме, цвете, размере. Добавляйте геометрические фигуры, цвета и не забывайте меняться с ребенком ролями - то он показывает фигуру, то вы. Дайте крохе возможность научиться формулировать характеристики фигур. 
 

Ковер-самолет из цветной бумаги 

Разложите на полу несколько листов цветной бумаги (первоначально не больше 3), расскажите малышу сказку про волшебные ковры-самолеты, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, что и сами ковры. Еще раз назовите цвета. Можно, показывая лист бумаги, назвать предмет, окрашенный в тот же цвет. Например: красный, как помидор; желтый, как песок; зеленый, как травка; синий, как небо в хорошую погоду; белый, как снег. Вскоре ребенок начнет повторять характеристики цветов, отыскивая соответствующие игрушки.
Если малыш с этим успешно справился, продолжите повествование, сообщив, что началась буря. Сильный ветер унес ковры-самолеты в тридевятое царство. При этом игрушки упали на землю и перемешались. Но тут же они услышали голос доброго волшебника: "Если вы вновь соберетесь в группы по цветам, ковры-самолеты вернутся и можно будет продолжать путешествие". Теперь вашему малышу предстоит без подсказки собрать игрушки одного (определенного вами) цвета 

 

Что за птичка-невеличка? 

Предложите малышу поиграть в птичку. А какая птица без крыльев? Вырежьте из цветной бумаги два крыла (разных цветов, причем бумага должна быть с одной стороны белая, с другой - цветная). Ребенок берет крылья и изображает полет птицы, но тут дует сильный ветер и одно перышко (одно крыло) падает на пол (ребенок отпускает его). Теперь задача малыша посмотреть и быстро назвать цвет упавшего крыла. Не думайте, что это легко, ведь перышко может упасть и белой стороной вверх. А вспомнит ли малыш этот цвет? При желании можно сделать крылья различных цветов. 

 

Лестница 

По дороге на прогулку или с прогулки иногда имеет смысл забыть про лифт. Шагая по лестнице, можно: 
  • считать ступеньки (можно даже специально нарисовать мелом цифры на ступеньках), 
  • ознакомиться с понятиями «вверх», «вниз», 
  • с понятиями «выше», «ниже», 
  • освоить счет через один (с маминой поддержкой прыгать через ступеньку, особенно хорошо, если написаны мелом цифры), 
  • освоить обратный счет (пройти по лестнице назад).
 

Учимся читать

Зоопарк

На листе ватмана рисуется зоопарк. Каждая клетка делается так: вырезается из отдельного листа квадрат по размеру клетки, в нем вырезаются дырки так, чтобы оставшееся получилось похоже на стенку клетки из прутьев. Затем эта стенка приклеивается с трех сторон на положенное для клетки место (получается эдакий прозрачный «кармашек»). Каждая клетка подписывается («лев», «слон»...).
Отдельно вырезаются животные. Их можно нарисовать самим, вырезать из журналов или распечатать. Ребенок должен расселить животных в соответствующие клетки.

Буквы в окошке

Читали сказку про кота, дрозда и петушка? После этой сказки частенько «окошко», в которое что-нибудь (или кто-нибудь) выглядывает, не на шутку увлекает малыша. 
Небольшую картонную коробочку обклеить цветной бумагой, вырезать окошко и сделать прорези сверху и снизу. Потом на длинной бумажной (шириной с окошко) ленте написать буквы . Для прочности все это дело обклеить скотчем. 
Теперь просовываем эту ленту в прорези так, чтоб при проматывании ее в окошке были видны буквы.  Концы ленты склеиваем скотчем и вешаем это сооружение на стенку.
 

Игры с водой

Опыт с водой и яйцом

Берем два стакана с водой, два яйца, четыре ложки поваренной соли. Наливаем один стакан доверху водой и опускаем в воду яйцо. Оно тонет. В другой стакан воду наливаем до половины, кладем туда четыре ложки соли и размешиваем. Когда основная часть соли растворится, ребенок опускает яйцо в стакан и видит, что оно плавает на поверхности.
 

Остров, полуостров, перешеек, мыс

Нам понадобится лоская глиняная тарелка и на ней кусок коричневой глины, который разрезан на несколько частей таким образом, что, вынимая то одну, то несколько частей, можно представить себе остров, полуостров, перешеек или мыс. Клеенка. Кувшин с водой.
Ребенок расстилает клеенку. Ставит перед собой тарелку с глиной. Вынимает один из кусков глины и образовавшуюся пустоту заполняет водой. Получился полуостров. Ребенок постепенно вынимает КУСКИ глины, поливает воду, наблюдая образовавшиеся острова, перешейки и прочие части суши и воды.
 

Тонет - не тонет

 На подносе стоит прозрачная миска с водой. Чашка, в которой сложены различные мелкие предметы: гвоздик. камешек, бусинка, кубик, тряпочка, губка и т.д. Блюдце с отделениями. В каждом отделении приклеена метка, обозначающая свойство предмета - плавать в воде, тонуть или тонуть после намокания. Полотенце.
 Ребенок ставит поднос с материалом на стол перед собой. Он опускает в миску с водой один за другим все предметы, вынимая их из чашки. Он наблюдает - тонет предмет или не тонет. Затем он вынимает предмет из воды и кладет в соответствующее отделение блюдца. Так продолжается, пока все предметы не будут испробованы и размещены по отделениям блюдца. После этого ребенок вытирает руки полотенцем, перекладывает предметы в чашку и ставит весь материал на место.
развивающие игры с водой

Вода принимает форму

 На подносе лежат резиновая перчатка, надувной шарик, бокал, колба, целлофановый мешочек. Кувшин с водой. Полотенце. Губка.
 Ребенок держит в левой руке резиновую перчатку, осторожно заполняет ее водой из кувшина. Он наблюдает, что вода приняла форму перчатки. Затем он выливает воду назад в кувшин и проделывает тот же опыт со всеми емкостями, которые лежат или стоят на подносе. После работы он удаляет лишнюю воду с подноса с помощью губки, а руки вытирает полотенцем.
 

“Звенящая вода”

Поднос, на котором стоят различные бокалы, до середины наполненные водой. Палочка с шариком на конце.
Ребенок ставит перед собой материал. Он берет в правую руку палочку за кончик и ударяет по краю одного из бокалов. Слушает звон. Он повторяет движение и слушает, как звенят бокалы с водой. Ребенок может экспериментировать, отпивая или доливая воду. Он обнаруживает, что количество воды влияет на звон.
 

Перетекание по трубкам

Несколько банок, прикрепленных на штативе на разной высоте и соединенных трубочками. Штатив стоит на подносе с высокими краями. Кувшин с водой. Ведро. 
Ребенок приносит поднос со штативом на стол или подходит к тому месту. Где он установлен стационарно. Он берет в руки кувшин и медленно льет воду в верхнюю банку, наблюдает, как вода проливается, но трубочкам до самого низа. Когда вся вода из кувшина вылита и протекла в таз. Упражнение повторяется или материал убирается на место, а вода выливается в ведро.
Обновлено и дополнено 29.04.2021
Подборку сделала Marinqa
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться