|
«Центр развития» на дому
Часть 1.
Многие мамы хотят заниматься развитием своих детей, но в силу разных причин не имеют возможности водить их в специальные центры. Но общаться деткам надо, а зима у нас длинная, на детской площадке особо не пообщаешься в -30. У многих в связи с этим возникает идея заниматься с детьми самостоятельно, то есть ходить друг к другу в гости. Далее встает вопрос, а ЧЕМ же собственно с ними заниматься и, главное, КАК?
Я тоже с наступлением холодов пригласила мамашек с площадки к себе домой дабы заняться уже детьми, а не обсуждением ассортимента супермаркета. Меня спасло только то, что педагогическое образование и опыт работы с детьми, пусть не с такими маленькими, но имеется. Вот то, к чему я пришла.
Во-первых, занятия можно строить по принципу свободных групп. Это при условии достаточного пространства, 3-4 детей и большого количества игр и пособий, причём желательно, чтобы некоторые из них были одинаковыми или хотя бы схожими по функции и/или внешнему виду (несколько пирамидок, мозаик, наборов кубиков (или один БОЛЬШОЙ набор кубиков), наборов карточек, наборов карандашей и т.п.)
Такое занятия строится ТАК: зачин (ритуал приветствия, лучше с какой-нибудь игрушкой, типа "мы пришли к петушку в гости", лучше с одной и той же каждый раз песенкой, хорошо, если у вас будут элементарные музыкальные инструменты - колокольчики, погремушки, металлофон, дудочки, барабаны, колотушки, гремелки-бутылки с разными наполнителями. Это начало. Затем детки расходятся по комнате и занимаются с мамами кому чем нравится, но для этого нужно, чтобы у каждой игры было своё закреплённое за ней место, вроде: карандаши, пластилин, краски и т.п. - в этой коробке; музыкальные - во второй; для развития мелкой моторики - пуговки, мозаики мелкие, шнуровки, вставлялки-ковырялки разные - в третьей и т.д. Чтобы ребёнок знал, где лежит то, что ему нужно (а он чаще всего знает, только найти не может и отвлекается на другое). Поверьте, это действительно удобно и возможно. Но нужно приучать малыша возвращать игрушку туда, откуда взял, как только он закончил/заинтересовался чем-нибудь другим (мы поиграем с этой машинкой, только давай попрощаеся с карандашами и отпустим их домой).
Мама помогает и направляет малыша, но не заставляет. В качестве кульминации занятия можно ввести какую-нибудь игру-мастерилку для всех детей (их 3-4, больше в квартире сложно, особенно с такими маленькими): лепим одинаковое (или одно все вместе, но это менее успешно), рисуем быстренько, аппликация из готовых кусочков и т.п. Это недолго, 10 минут максимум, можно под медленную музыку, но чувствительные детки, как наша Анисья, могут начать танцевать, а не клеить. Затем можно поплясать под музыку с несложными движениями либо сделать что-то вроде гимнастики, хорошо, если есть спорткомплекс, если нет - можно потянуть деток, пораскачивать, размять пальчики, плечики мячиками колючими и т.п. Завершение - тоже ритуал, можно тоже со зверюшкой. Итого времени часа полтора максимум.
Во-вторых, занятие можно строить из позиций педагог-ученик. Я веду занятие - вы выполняете. В ней тоже есть свои плюсы: не все мамы знают, что и как делать с ребёнком, когда он "в свободном полёте", не умеют завлечь его дельным материалом, и, следовательно, ребёнок в гостях/в группе занят тем, чем и дома. (Оно и понятно: малыш ищет психологического комфорта - здесь есть такие машинки, следовательно, здесь тоже хорошо, как и дома.) Но наша задача - ненавязчиво так подтолкнуть его к чему-то другому, не такому, что бы сдвинуло его развитие с места, к тому, что даст ему необходимый толчок. А машинки, они тоже нужны, но он их и дома накатается .
Сложности здесь такие: такое занятие нужно готовить, т.е. это хорошо, если вы встречаетесь в понедельник - у Маши, в среду - У Даши, в пятницу - у Кати, а если вы ходите только к Маше, то... тяжело будет Маше , т.к. нужно постараться занять 3-4 детей одним делом, пусть и с мамами, но это сложно. Но можно... Но недолго... Например, сперва мы все попляшем, потом мы все попоём-поиграем на "музыкальных инструментах", потом сделаем поделку (желательно на развитие мелкой моторики), потом посмотрим карточки/картинки/карту (а кто знает, где у нас... рыба, зайчик, цифра 2, буква А...), ещё станцуем напоследок и финиш. Лучше если всё это делается для кого-то: для зверушки, которая в гости пришла, для бабы Тани, которая в гостях на момент занятия приключилась или для чего-то: для того, чтобы в конце нам достать яблоки из корзинки, которая стоит где-то наверху, нам нужно нарисовать лесенку, сделать зарядку, сделать пальцы цепкими и т.п. Хотя это лучше с детками от двух лет. Если вы решитесь, то ГОТОВИТЬ занятие лучше подробно, не надеясь на авось и от плана (а лучше конспекта ) не отступать - воспримите это как работу в центре развития (я говорила, сложно это) плюс нужно заготовить музыку, шаблоны для лепки/рисования/чиркания, материалы и делать всё быстро. Максимум такого занятия полчаса, как мне кажется, но нужно учитывать темперамент детей.
Третий вариант занятий: это вариант, при котором проводятся, скажем, в понедельник - гимнастика, в среду - развитие речи, в пятницу - музыка и танцы. Проводит занятия кто-то один или каждый отвечает за "своё" занятие (Маша ведёт гимнастику, Даша - развитие речи...). Это очень удобно, если вы тяготеете к чему-то одному (Маша любит сама аэробику и различные "скачки-пляски", следовательно, она будет это делать с детками, а Даша, вообще-то, шевелиться не любит, но зато с чувством читает стихи и рассказывает сказки, следовательно, она будет заниматься развитием речи и т.д.). Опять же, если все занятия будет вести кто-то один, это тоже достаточно удобно: если сегодня у нас гимнастика, то лишние игры мы лучше спрячем (и вазу тоже уберём подальше), и готовиться проще, но... Сложность в том, что кому-то из детей может не понравиться гимнастика, а кому-то - сложно высидеть полчаса "развития речи". Если у вас подобрались детки близких интересов и схожие по темпераменту, то для вас - третий вариант очень подходит.
Материалы (что используется):
- карандаши, восковые мелки, пластилин, цветная бумага плюс бархатная, фольга, поролон, пенопласт и т.п.;
- клеёнки или огромные листы бумаги (обои) для подстилок на поделки;
- краски, кисточки, баночки, тряпочки, обои/ватман (но это очень дорого);
- горшки на каждого члена группы или памперсы;
- конструкторы разные и побольше, с разным размером деталей от "Колобка" и до "Лего" мелкого;
- мелочь всякая для запихивания или рассортировывания по кучкам/чашечкам: монетки, косточки от абрикосов, ракушки, бусины, фасолины...
- крупы для перебирания/пересыпания плюс чашечки и ситечки (хотя бы одно);
- что-нибудь для игр с водой - водяная мельница, ситечко для вылавливания пинг-понговых шариков из тазика; кусочки льда (разной формы, можно в них мелкие игрушки вморозить...), можно разного цвета...
- "музыкальные игрушки" - металлофон, барабан, дудочка, колокольчики, погремушки...
- сюжетные игрушки/картинки, что-то типа "Театр на столе" - фигурки по сказкам (Репка, Три поросёнка, Ряба, Теремок и т.п.) - сама по себе хорошая возможность устроить занятие, особенно если с песнями, так вообще загляденье!
- карточки/плакаты/книги/альбомы с буквами, цифрами, геометрическими фигурами, изображениями животных, птиц, овощи-фрукты...
- различные предметы для изучения понятий "большой-маленький", "широкий-узкий", "длинный-короткий" и т.п. (стаканчики, которые вставляются один в другой, матрёшки, пирамидки, линейки...);
- различные предметы по фактуре (разные тряпочки, наждачка, дерево, стекло, железо...) - тонет - не тонет, притягивается к магниту или нет, какие на ощупь, стучат звонко/глухо и т.п.;
- строительные наборы - разные и побольше, с различными деталями (цилиндры, воротца, арки, кирпичики и т.п.);
- мячики разные (колючие, с пупырышками, с выемками, различного размера и материала);
- что-нибудь, что можно безопасно кидать в цель - у меня это поролоновые кубики и мячики (можно использовать маленькие страшненькие игрушки, которых много в любом доме, но которыми ребёнок не играет - любимых игрушек кидать нельзя!);
- наборы диких и домашних животных, наборы пластмассовых фруктов/овощей и т.п.;
- музыкальное обеспечение - специальные детские песенки ("Аэробика для малышей", "Танцы для малышей") с песнями вроде "мы ручки поднимем, помашем, попляшем, ножками потопаем...";
- различные авторские пособия (рамки-вкладыши Монтессори, кубики Никитиных - "Сложи узор", Уникуб, "Сложи квадрат" и др., игры Лены Даниловой);
- кубики/мозаика/пазлы на составление картинок различной сложности;
- магнитные наборы (цифры/буквы/овощи/фрукты и всё, что угодно - дети очень любят магниты).
Продолжение следует…
15.03.06
Малиновская,
Новосибирск
|
Объявления
Всячина (Пункт обмена и проката)Игра Ogosport, кубики, мозаика, горилла (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Флиски, тонковки, джинсы, бриджи, футболки Н&m (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Новый костюм, джинсы на флисе, брюки школьные, рубашки (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Полупальто, джинсы, толстовка, платье, шуба (Одежда для взрослых (ДО))Сумки, украшения, ремни (Товары для дома и семьи. (ДО))Гигантские мелки. Мешок для игрушек. Магнитная азбука (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Математика (Помощь в обучении. Репетиторы (ДО))Русский язык, литература. Репетиторство (Помощь в обучении. Репетиторы (ДО))Женская обувь 40 и 41 размера, кожаная (Обувь для взрослых (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter" ошибки в отзывах пользователей не исправляются
|