2 3 |
/О детях/Воспитание и психология/Наказания
Наказывать ребенка или заключать с ним договор?
Рассмотрим минусы нескольких наиболее типичных способов наказания и поговорим об альтернативе – методе логической последовательности. Физическое наказаниеОдной из самых распространенных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе ребенка перед болью. Традиционно считается, что физическое наказание – эффективный способ воздействия на ребенка. Действительно, порка помогает подчинить ребенка воле родителя. В момент наказания ребенок готов сделать и пообещать все, что угодно для того, чтобы устранить источник боли. Помимо того, что физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают ребенка, они, как правило, не разрешают конфликт, а создают лишь иллюзию его разрешения.
Также частое применение побоев способно надломить волю ребенка и превратить его в покорную, безынициативную, легко подчиняемую личность. Такому ребенку позднее будет сложно противостоять чужой воле, проявляемой более сильным человеком, что увеличивает возможность попадания ребенка в преступные группировки и наркоманские тусовки.
Лишения и запретыДовольно распространенной формой наказания является лишение ребенка части родительской любви и внимания. Это очень серьезный способ наказания, учитывая дефицит родительского внимания, испытываемый многими детьми. К тому же дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослого. Легкое недовольство родителя может быть истолковано малышом как вселенская трагедия: я плохой, меня больше не любят и это навсегда, что может подорвать уверенность ребенка в себе и своих силах, отразиться на его желании и умении строить теплые близкие отношения с другими людьми.
Обсуждение
Итак, из рассмотренных выше примеров типичных способов наказаний видно, что ни один из этих способов не решает проблемы, связанной с проступком ребенка, раз и навсегда. И вопрос о наказаниях остается открытым. В задачи нашей статьи не входит предложить еще один вид наказания, способный стать панацеей во всех конфликтных ситуациях. Мы предлагаем альтернативу наказанию в его привычном понимании. Естественные последствияВ детской психологии существует интересная концепция наказаний и поощрений, разработанная Р. Дрейкурсом и поддерживаемая некоторыми отечественными психологами. Согласно этой концепции, не существует наказаний как таковых, а есть лишь последствия тех или иных поступков. Последствия могут быть двух видов - естественные и логические. Естественные последствия происходят сами собой, "это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме себя самого". Так коротко и точно охарактеризовала естественные последствия непослушания Юлия Борисовна Гиппенрейтер.
Если вы получаете не такие уж пугающие ответы и готовы пережить результаты своего невмешательства, то можно приступать к работе:
Логическая последовательностьОднако не во всех ситуациях могут быть применены естественные последовательности. Например, естественное развитие событий может быть опасно для ребенка или для его срабатывания нужно много времени, и ребенок не свяжет причину и следствие.
Логические последовательности направлены на то, чтобы улучшить будущее поведение, а не наказывать за прошлое поведение. Не пытайтесь применять логические последовательности в разгаре конфликта, это приведет к логическому наказанию. Вместо этого следует выйти из конфликта, успокоиться и только затем предпринять шесть шагов построения алгоритма логической последовательностью. Логическая последовательность - это договор, заключенный между родителем и ребенком как равноправными партнерами. При некотором сходстве с наказаниями логические последовательности (ЛП) имеют ряд отличий.
Нужно задать себе вопрос: что меня как родителя беспокоит в этой ситуации? В чем основная проблема? Если дело в том, что игрушки разбросаны, тогда я сама могу их собрать. А если в том, что ребенок не хочет выполнять мои требования, тогда это совсем другой разговор. Это рассуждение позволяет сделать следующие выводы:
Логические последовательности - очень тонкий механизм взаимоотношения с детьми, они направлены на то, чтобы улучшить будущее поведение, а не наказывать за прошлое поведение. Не следует пытаться применять логические последовательности в разгар конфликта, это приведет к логическому наказанию вашего ребенка.
Предлагаем всем родителям попробовать свои силы в самостоятельном составлении алгоритмов логических последовательностей для двух-трех конфликтных ситуаций и расширить список ситуаций допустимых для естественных последствий. 25.11.04
это все конечно здорово, но иногда единственный выход - это хорошенько наказать, чтобы понял и больше никогда так не делал, я считаю, потому что иногда бывают мелкие глупости, когда можно просто разъяснить, что так нельзя, обойтись без наказания, но иногда дети ведут себя совсем неадекватно, ничего и никого слушать не хотят, так что...
к сожалению, в статье не было раскрыто понятие "логические последовательности". Информации о том, что это есть некий договор между родителями и ребенком абстрактна, чтобы принять совет к реальному действию, хоть и приведенные отличия от наказания звучат заманчиво. Уточните, о чем именно этот договор? Будьте любезны привести четкие жизненные примеры (например, если ребенок двух-трех лет, гуляя на улице, постоянно убегает от своих родителей "в горизонт". о чем с ним нужно договориться его родителям?)
Статья мне понравилась. Понравилась потому, что, наверное, в детстве была бита , как "сидорова коза". Мама видела во мне черты ненавистного ей человека - моего отца, она постоянно повторяла: "Ты, как твой отец!" Я её любила и ненавидела, ненавидела за битьё. Я рассуждала так, сотворив что-либо: "Всё равно влетит! не пойду домой, погуляю ещё!" И мама выбивала с меня это упрямство, черты ненавистного ей человека...
Я помню это, помню став взрослой женщиной, иногда плачу... Наверное, обида так и не прошла, боль не прошла... А мама очень поздно поняла, что сделала... Но всё-таки поняла. И мы с ней научились разговаривать. И так хочется научиться разговаривать со своими детьми, по доброму, по хорошему. ЭТО БОЛЬШОЙ ТРУД!!! А мы, поддав ребенку просто идём самой короткой дорогой, нам нужен быстрый и положительный результат. ![]() ![]() Всё это конечно интересно то что написано в этой статье но как это приминить сразу к трём детям ? У нас младшей девочке два годика , среднему четыре , старшему девять , очень не послушные дети , и мне кажеться всё исходит от старшего , а малые берут с него пример ! Посоветуйте что то ! чуть больше месяца назад я могла со своим малышом и договориться и вообщё не возникало ни каких проблем в воспитании.но потом моё прибывание в роддоме за каких то 7дней,всё изменилось,я не узнаю своего малыша.он поднимает такие истерики на мои просьбы что то сделать,очень громко начал разговаривать,всё кидает швыряет и тут без физического наказания я справиться не могу.Я вообще не могу ничего понять,я не знаю что делать. ![]() На эту тему есть хорошая статья на блоге "Газеты для родителей" Там, на мой взгляд, более практично описывается проблема наказаний. В общем, решать каждому. Но стоит помнить, что отсутствие наказания допустимо только в идеальном и утопическом обществе. К сожалению, нам еще рано. И наказание приходится применять ради самого же ребенка, дабы тот лучше видел такую размытую границу между "хорошо" и "плохо"... ![]() ![]() Современные дети очень непослушные и своенравные,не хотят считаться с мнением взрослых. Поэтому легкая порка и связанная с ней боль заставят запомнить чего делать не сделует, а то все эти безполезные разговоры,нотации, лишение карманных денег и развлечений ни кчему не приводят, только делают детей,особенно девочек, болеенаглыми и упрямыми. Легкая порка очень нужна. ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() Актуальные темы форумов
Закваски и рецепты с их применением (Кондитерская, пекарня)Обмен, пристрой, делилка парфюма. Обмен и продажа атомов (Клуб любителей парфюма)Читательский квест 2025 (Культурная жизнь)СОЧИ часть 4 (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Детские анекдоты про Гену и Чебурашку (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)Артек, Орленок, Океан, Смена (Детские лагеря - летние, пришкольные, языковые)Статусные олимпиады (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Sisley Eau de 3 Sisley (Парфюмерные распивы)Игра фото-цепочка. Часть 10 (Фотофорум. Все о фото)О чем бы еще поныть...))) Том 23 (Обо всем)
![]() Объявления
вещи (Одежда для взрослых (ДО))женская обувь (Обувь для взрослых (ДО))Любая уборка помещений! Мытье окон! (Работа и услуги (ДО))Платья, юбки, комбинезон. (Одежда для взрослых (ДО))Одежда и обувь детская. Рюкзак. (Отдам даром)Балетки, ботинки. (Обувь для взрослых (ДО))Туфли школьные 300 руб. (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))Женская обувь 41 размер (Барнаул. ДО Обувь для взрослых )Обувь для девочки (Подростковая обувь от 37 размера (ДО))Обувь для девочки (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))
![]() Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |