Картошка для чайников

/О детях/Школа

Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться 

Учеба подростков. Почему у подростков снижается успеваемость. Проблемы в школе у подростка - советы родителям. Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому – желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?  
 
 
В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период – трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…». Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
 
Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский – любимые прежде предметы.
 
Сначала родительские внушения на подростка  действовали хорошо: он каялся, садился  за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник  заполняться  перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…». За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте».
 
Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница  – и снова похожая история. Последние два класса – как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат – давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?
 
Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в  унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом – скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.
 
И совсем  было бы худо, если  бы не странное совпадение: ведь  у всех так, не только у  нас, почему? 
 

Подросток хочет учиться!

Есть  такой миф, что подросток учиться  не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории...
 
Обычно  в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь  завтрашние, пропустишь послезавтрашние  – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.  
 

Во что это выльется

Теперь  у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно  немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
 
Но  что же дальше, спросите вы, во что  все эта апатия к учебе выльется через пару лет?
 
А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
 
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.  
 

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
 
Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
 
Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
 
Третья  причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
 
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. Лучше всего это  делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться. 
 

Важный  возраст

Главный совет, который можно дать родителям  на этот момент: будьте рядом и помогайте  утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.  
 

Что почитать взрослым

Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов. 
 

Что почитать подросткам

«Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны. 
 
19.09.2010
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Mumi_mama (11/04/2021)
Vzrivmozga
Поддерживаю вашу девочку. Что-то случилось. О чем она рассказать вам по каким-то причинам не может.
Она с вами ДО этого отказа от школы же нормально общалась, я так поняла.

Я раньше общалась с психологом и она говорила, что существует некая сезонность в подростковых срывах. Речь шла именно о мондраже перед экзаменами (т.е. остальные случаи никто не отменял, просто обсуждение касалось именно темы уверенной спокойной сдачи ОГЭ). И в качестве обострения называла апрель.
Ещё говорила, что срывы чаще происходят у хорошистов и отличников (как самой уязвимой аудитории).
Она какие экзамены планировала сдавать?
Что с этими предметами?
Lili-Kiki (11/04/2021)
Vzrivmozga
Да, тяжелая ситуация.
Мне кажется, что дело именно в школе, как месте нахождения какого-то Х-человека. Может это неразделенная любовь к однокласснику, мальчику по параллели, старшекласснику или вообще молодому учителю.
Может что-то произошло, например, признание, а ее отвергли/посмеялись. Т. е. нанесена какая-то моральная травма, вот ре так и справляется - никого не хочет видеть, говорить, гуляет подолгу - просто ходит по улицам или сидит в каком-нибудь укромном месте.
Какие тут мысли о дальнейшей учебе, ОГЭ, планах?? Вы себя поставьте на ее место именно с этой точки зрения. Ведь просто тошно. Тем более с их максималистской-подростковой колокольни. Тут вообще рисковая ситуация в плане мыслей о суициде. Хорошо если ре устойчив и справится сам.

Я не знаю, как там с учебой (все-таки 9 кл), но я бы взяла отпуск на недельку и поехала с дочкой хоть куда-нить (хоть в другой город), сменила обстановку, развеяла. Побродили бы вместе, посумасбродничали как-нить и т.д. Так, глядишь, и легче станет, дурные мысли уйдут - время лечит.
Megan (10/04/2021)
Vzrivmozga
А как планирует ОГЭ сдавать (через полтора месяца)?
Если не хочет идти в колледж, то чем планирует заниматься? Где работать?

Явно же какая-то кризисная для ребенка ситуация. Не вовремя, конечно. Поговорите со психологом, можно заочно проконсультироваться, в интернете много таких возможностей. Надо как-то найти ключик к ребенку, понять, что произошло.
sono io (10/04/2021)
Vzrivmozga
в пдн тоже не злодеи сидят. Если ситуация патовая, может как раз эти тетки и помогут выяснить, что произошло. Какой смысл переводить на семейное обучение? Если только со школы ответственность снять за происходящее. Есть еще вечерние школы, с 15 лет туда берут. Там обычно можно дома учиться, а туда приходить сдавать.
Инга2007 (10/04/2021)
Vzrivmozga
Ну, вообще не так, посмотрите в этой теме, там много таких же вопросов задавали
Vzrivmozga (10/04/2021)
Инга2007 писал(а):
Vzrivmozga
Так может и перевести на домашнее обучение? Пока ситуация ещё не усугубилась. На полгода, например. Спросите, как она себе такое обучение представляет, хочет ли учиться по школьным учебникам, или по другим каким-то, или вообще в интернете хочет учится. Короче, пусть расскажет подробно свои планы. Если не знает, то пусть подумает и узнает, информации сейчас масса на эту тему. Контрольные годовые ей придется в любом случае писать, хоть на каком обучении.

В школе сказали есть два варианта: домашнее обучение и семейное обучение
В первом нужен диагноз при котором ребёнок не может по состоянию здоровья посещать школу
Во втором, самом простом как мне сказали, написать заявление о переходе, после ребёнка отчисляют из школы, и дальше делайте что хотите нам будет без разницы 🤷‍♀️
После 9 класса собиралась в колледж, сейчас говорит мне пофиг никуда не пойду(
Инга2007 (10/04/2021)
Vzrivmozga
Так может и перевести на домашнее обучение? Пока ситуация ещё не усугубилась. На полгода, например. Спросите, как она себе такое обучение представляет, хочет ли учиться по школьным учебникам, или по другим каким-то, или вообще в интернете хочет учится. Короче, пусть расскажет подробно свои планы. Если не знает, то пусть подумает и узнает, информации сейчас масса на эту тему. Контрольные годовые ей придется в любом случае писать, хоть на каком обучении.
Vzrivmozga (10/04/2021)
👋 Почти все пишут про сыновей, а у меня дочь 15 лет, 9 класс. Дней 10 назад заявила что в школу больше ходить не будет, попросила перевести на домашнее обучение 😱 Учится нормально, пару троек за четверть, никогда не пропускала, только если по болезни и то редко, общительная, активная, замечательный ребёнок 🤗. А тут такое, на контакт не идёт, и кнутом и пряником пробовала, про психолога и врачей слышать не хочет, да чего уж там, со мной на контакт не идет((( не хочу разговаривать и всё тут. Зато гулять ходит каждый день, чуть ли не с обеда, по дому что говорю делает и уходит, приходит всегда вовремя. Идёт в спальню и лежит, выйдет поест и опять на кровать, про учёбу и слышать не хочет, никуда не пойду, мне ничего не надо, отстань, отвали. Моя голова скоро взорвётся, не знаю что делать.
Сходила в школу поговорила с завучем, просят чтобы дочка пришла поговорить с ними, предложила сходить, получила твёрдое нет. В итоге в школе завуч, директор, учитель начали расспрашивать её одноклассников и друзей, которые были вообще не в курсе, теперь об этом говорит вся школа, друзья ей пишут спрашивают что случилось. Дочь мне пишет большое спасибо что сходила, сделала только хуже. Со школы мне пишут что передадут все ПДН. Незнаю как быть 😖
Гость (17/03/2021)
Ну и я напишу про своего, у нас все, как в статье. Сейчас сын в 7 классе, перестал учиться, дневник не заполняет, домашнее задание не записывает, понял, что можно прогуливать школу, перестал ходить на некоторые уроки. Недавно вызывали меня на малый педсовет, узнала что по алгебре и геометрии прогуляны все дни, когда были контрольные, в результате неаттестован по этим предметам. И в тоже время 8 лет занимается спортом успешно, выполнил программу мастера спорта, ждем удостоверение. К спорту у него есть данные, он там "крутой", а в школе нет, поэтому на тренировки ходит с удовольствием, а в школу идти не хочет. В школе предложили идти на облегченное обучение, так как им надо, чтобы он хоть как-то закончил 9 классов, а потом иди куда хочешь. Школьный психолог тестировала его, проблем не нашла. Нашла тут дневник старшей дочери, у нее в 8 классе девять "3", ни одной "5", до этого училась на "4" и "5". Взялась за ум перед ГИА, потом прекрасно сдала ЕГЭ, закончила Московский ВУЗ (на бюджете) с красным дипломом. Ждем, надеемся, что и у сына пройдет период подростковой глупости и лени, но переживаем сейчас очень-очень. Придется по настоянию школы переходить на облегченную программу. И правильно здесь сказали душеспасительными беседами не пронять. До вообщем-то ничем не пронять, так как мы лишили компьютера, планшета, смартфона (заменили на кнопочный). Осталась из гаджетов только электронная книга, но ее отнять не поднимается рука, так как читать любит и читает много (вместо того, чтобы уроки делать).
Яна (Гость) (16/03/2021)
Гость
Моему сыну почти 16. Конечно, дома ночует. Но учёба вообще не нужна. К сожалению, свой ум вложить в голову ребенка не возможно. Можно только до последнего объяснять, что к чему и как. Очень жаль, что совершеннолетие официально только после школы наступает. А не с 15. Я бы тогда прекратила подтирать попу в виде содержания ребенка. Чтобы на своей шкурке почувствовал, сможет ли он найти себе работу без образования. И понравится ли ему такой труд. Но боюсь, что ко мне придут органы опеки.
Но частично выполнить условия можно. Покупать одежду ту, которую вы считаете нужной. Кормить тем, чем считаете нужным. Потому что нигде в законе не прописано, чем именно родитель должен кормить ребенка. Макароны/картошка с хлебом. Каша и 1раз в день мяска чуть-чуть. Одежда-аналогично. Самое дешёвое можно купить. Одет? Накормлен? Никаких гаджетов, кнопочный телефон в помощь. Попадёт в участок полиции? Да. Неприятно. Наругать за то, что доставляет Вам неприятности. Вы не сможете всю жизнь пасти своего ребёнка. Иначе своей жизни не будет. А сплошная головная боль... Как бы цинично не звучало- есть другие дети, есть другие родственники, вокруг полно других приятных людей, вот с ними и строить свою жизнь. И это нужно дать понять подростку.
Гость (14/03/2021)
Здравствуйте, подскажите, как поступить с девочкой 17лет, учится в 10 классе. Учится плохо, может не прийти домой ночевать, врет про телефон, ленится что то делать по дому, стала подводить людей, необязательна. При этом любит общаться. У нее сестра близнец- полная противоположность. Хотя год два года назад успехи были почти одинаковые
Dio (26/02/2021)
pipetka, мой оставался в 9 классе на второй год. На самом деле преподаватели просто побоялись, что не сдат ОГЭ, хотя он бы сдал, но я не стала вмешиваться и пытаться что-то изменить, потому что достала его беспечность - он со всеми договорился, у него всё будет хорошо, мама не лезь... Ну хорошо - так хорошо, вот результат - получи.
Второй раз также через пень-колоду, но доучился и всё сдал, и в 10 класс пошёл.
У подруги сын классе в 8-м вот также забил, пришлось (по настоянию школы) перевести в вечернюю, первый год он туда просто не ходил, второй - мать села за руль и отвозила его в школу с утра, он в школе был, но на уроках ничего не делал, а на третий год вдруг "вытрелил" - начал учиться, закончил год хорошо, и 9-й тоже, тройки в аттестате только те, что из школы перешли. Поступил в техникум на программиста, бюджет, конкурс был приличнй. Хотя в школе прям уговаривали остаться - он там стал звездой.
По разному бывает, надеяться на то, что само рассосётся, не стоит, но и бояться повторного года - тоже. Может, ему как раз и надо показать, что ен всё само собой складывается?
А индивидуальное обучение вам дадут? И вы знаете, что на индивидуальном обучении и часов меньше, и программа неполная? Типа оно предусмотерно для детей с проблемами, чтобы снизить им нагрузку. Но для дальнейшего-то обучения куда планируете?
llazy (24/02/2021)
pipetka
Цитата:
в школу не ходит (просто забил), учиться не учится, ничего не хочет.

психиатром осмотрен ? Не праздный вопрос.
pipetka (18/02/2021)
Добрый день
Ситуация с сыном тоже аховая.... 9 класс, в школу не ходит (просто забил), учиться не учится, ничего не хочет... Спорт забросил, с друзьями общается только в соцсетях
Никакие уговоры, просьбы, угрозы не действуют...
Великая вероятность остаться на второй год в 9 классе
Что можно сделать еще ума не приложу
Сил уже вообще нет с ним бороться...
А ведь далеко не глупый мальчик...

Как вариант хочу перевести на индувидуальное обучение...
Может кто поделится своим опытом как это сделать?
Гость (13/02/2021)
Анна (Гость)
Что плохого в армии
1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться