2 3 |
/О детях/Школа
Школьный учебник в традициях журнала "Крокодил"Повод для написания этой статьи так взволновал меня, что разрешите перейти сразу к делу, без предисловий. Все это, вероятно, должно настраивать ученика и родителей, покупающих учебник, на возвышенный лад и убеждать в серьезности авторского подхода к преподаванию литературы. Вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем детям нужно изучать литературу? Вас когда-нибудь посещало чувство неудовлетворенности на уроках литературы, когда вы сами учились в школе? Не казалось ли вам, что все эти красивые, дежурные фразы про "энциклопедию русской жизни", "психологизм Толстого" и "фантастический реализм Гоголя" имеют мало отношения к сущности препарируемых произведений – да и к вашей жизни тоже? Возможно, эти вопросы не перестали волновать вас до сих пор. Другими словами, не зная, что Гоголь сначала был романтик, а потом стал реалистом, что Пушкин развил в "Сказке о царе Салтане…" фольклорный сюжет, а Державин в стихотворении "Снигирь" продолжает традиции "Слова о полку Игореве", вы не сможете ничего понять в этих произведениях, и читать их будет совершенно незачем. Эта мысль настойчиво повторяется на протяжении всего учебника и пронизывает всю его структуру. Тематические разделы строятся так: полстраницы теории, изложенной детсадовским языком, затем текст "с элементами традиции" и текст "с элементами новаторства", вопросы на сравнение текстов и в конце так называемый творческий практикум. Смысл такой структуры совершенно очевиден: если вы сумели найти в тексте №1 традицию, а в тексте №2 новаторство и на основе этого еще и написать что-нибудь от себя (творческий практикум), то классик вами полностью усвоен и может смело устраиваться в вашем "культурном багаже". В противоположность такому потребительскому подходу позвольте привести мнение Н.В. Гоголя, который писал: "Книги мы покупаем и не жалеем за них денег, потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу, которой не может видеть никто из посторонних". В какую "внутреннюю пользу" может пойти следующий шедевр (обязательный для изучения!), я даже не берусь предположить. Судите сами: Эту сказку счастливую слышал Это текст не из серии "стишков-страшилок", которые ученики выцарапывают на партах, – это, повторяю, программное произведение, на изучение которого отводится целый урок и по которому дается обязательное домашнее задание: "Представьте себе, как поступил бы современный человек с Кощеем Бессмертным, Змеем Горынычем, Василисой Премудрой" (с. 48). Нет уж, лучше не представлять… О целесообразности "творческих практикумов", предлагаемых авторами учебников, вообще лучше не задумываться. Вы смогли бы понять и осилить такое задание: "Напишите небольшое сочинение, эпиграфом к которому могут послужить те же слова из "Поучения Владимира Мономаха", которые вы выбрали как эпиграф к самому произведению" (с. 94)? Или такое: "Представьте себя писателем-романтиком XIX века и напишите свой манифест" (с. 277)? Я, несмотря на филологическое образование, наверное, не смогла бы… Что касается языка, которым написан учебник, то практически каждый абзац можно отсылать в журнал "Крокодил": "Нередко автор берет готовый жанр и пишет с "оглядкой" на великих сочинителей и на своих современников. Но мы ценим писателя не за то, что он на кого-то похож, а за то, что он ни на кого не похож, а только на самого себя" (с. 10). "Нельзя же представить себе, что писатель лег спать романтиком, а проснулся реалистом. Так не бывает. Поэтому и утверждался реализм в литературе не сразу и не вдруг" (с. 230). <"Некоторые говорят: под парусом Лермонтов подразумевает человека. Это наивно. Понятно, что человек управляет парусом. А парус – лишь знак, романтический символ человеческой судьбы" (с. 218). Смешно и грустно. И что делать родителям?.. Вероятно, универсального средства борьбы с такими учебными пособиями не существует. Со своей стороны могу лишь порекомендовать некоторые книги, которые могут хоть отчасти послужить противоядием для школьников, занимающихся по учебнику-хрестоматии А.Г. Кутузова и др. Во-первых, это старые, но далеко не во всем устаревшие издания для детей: "Энциклопедический словарь юного литературоведа" (М., 1987) и "Детская энциклопедия. Том 11. Язык. Художественная литература" (М., 1968). Мне хочется закончить эту статью цитатой из письма Л.Н. Толстого: "Одинаково, по-моему, дурно и вредно писать безнравственные вещи, как и писать поучительные сочинения холодно и не веря в то, чему учишь, не имея страстного желания передать людям то, что тебе дает благо". 15.12.2006
![]() ![]() Хотелось бы спросить автора статьи - а можете порекомендовать хороший учебник по литературе? Подчеркиваю - УЧЕБНИК, а не набор из литературоведческих монографий, многотомных энциклопедий и словарей, которые среднестатистический ученик-негуманитарий читать не будет под страхом смертной казни. ![]() ![]() Любой учебник -хрестоматия - это выборка. ВЫборка должна проводиться по какому-то принципу. И принцип нахождения традиций и новаторства в произведениях ни чуть не хуже многих. И даже весьма интересен. Стихотворение Кузнецова - очень ёмкое, технически сильное, проблемное. Это наша беда, что мы не умеем воспринимать современный язык в поэзии. Да и не знаем мы современников. А меня вообще приятно удивило наличие в школьной программе Ю.Кузнецова. И строчки его - не страшилка, а - почти трагедия. Разьве что не правы авторы учебника, предложив его для восьмиклассников. Без граммотного руководства учителя и родителей им такое стихотворение не поднять. А руководства, увы, не предвидится... На любую из упомянутых тем я бы с удовольствием великим написала сочинение. Темы свежи, интересны, они подталкивают к творчеству. При чём злесь "Крокодил" для меня осталось загадкой. А суть в том, что везде, а в школе - особенно, главное - человеческий фактор. Этот бы учебник издавать в комплекте с учителем. А учителю бы - свежую голову, незамыленный взгляд, доброе сердце и хоть немножко чувства юмора... ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 23 (Обо всем)Поллиноз (аллергия на пыльцу растений) - 6 (Аллергология, дерматология, иммунология)Цветик-первоцветик (Наш цветник )⚜️АРАБЫ 2024⚜️Mazaaji,Icy Roses,Extremely Unique Pista и еще +++ (Парфюмерные распивы)Игра фото-цепочка. Часть 10 (Фотофорум. Все о фото)IvCapriz Ивановский трикотаж- любимый, проверенный, качественный (Совместные закупки Хобби-клуба (Барнаул и Алтайский край))Биотерапия стволовыми клетками (Лечение и здоровье взрослых. Медицина )Небо, что у нас над головами (Фотофорум. Все о фото)Что? Где? Почем? Том 27 (Обо всем)Обмен, пристрой, делилка парфюма. Обмен и продажа атомов (Клуб любителей парфюма)
![]() Объявления
Кроссовки для девочки Geox. (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))Шапочки для мальчиков и девочек. (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Одежда для девочки 86-122см (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Одежда для девочки 152 и выше. Zara, H&m, Bershka, Sela. (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Одежда для девочки 122-151см (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Новые вещи Белоруссия, Польша, Cepжиhhettи на росс-й 46,48,50 (Барнаул. ДО Одежда для взрослых)Женская одежда р-р 42-46 + ручная работа (Одежда для взрослых (ДО))Одежда для девочки р.128 (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Продам одежду для девочки (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Продам джинсы на флисе на рост 152 см (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)
![]() Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |